Афинский Акрополь — акрополь (в переводе с древнегреческого «высокий город») в городе Афины, представляющий собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной. Первые укрепления здесь появились еще в VI тысячелетии до н.э. Уже во времена архаики здесь располагались величественные храмы, скульптуры и другие святыни. В микенский период (XV-XIII вв. до н.э.) Акрополь являлся укрепленной царской резиденцией. В VII-VI вв. до н.э. на Акрополе велось большое строительство. При тиране Писистрате (560-527 гг. до н.э.) на месте царского дворца был построен храм богини Афины Гекатомпедон (храм длиною в сто шагов). В 480 году до н.э. во время греко-персидских войн храмы Акрополя были разрушены персами.
Парфенон — наиболее известный памятник античной архитектуры, расположенный на афинском Акрополе. Это главный храм в древних Афинах, посвященный покровительнице этого города и всей Аттики, богине Афине-Девственнице. Построен в 447-438 до н.э. архитектором Калликратом на месте храма богини Гекатомпедон. Некоторое время Парфенон стоял нетронутым во всем своём великолепии. Во II веке до н.э. храм сгорел, но его отремонтировали. После завоевания Греции (146 до н.э.) римляне вывезли к себе на родину большую часть скульптур. Во второй половине VI века Парфенон был превращен в христианский храм. Парфенон был продуман в малейших деталях, совершенно незаметных постороннему наблюдателю и имеющих целью зрительно облегчить нагрузку на несущие элементы, а также исправить некоторые погрешности человеческого зрения. Историками архитектуры отдельно выделяется понятие курватура Парфенона — специальная кривизна, вносившая оптические коррективы. Хотя храм кажется идеально прямолинейным, на самом же деле в его контурах нет почти ни одной строго прямой линии. Кладка осуществлялась без каких-либо растворов или цемента, а перекрытия были деревянными.
В центре храма стояла 11-метровая статуя Афины Парфенос. Она была выполнена из золота и слоновой кости. Скульптура не сохранилась и известна по различным копиям и многочисленным изображениям на монетах. Разграбление памятника было продолжено и в XVIII веке, на этот раз европейцами, интересовавшимися античностью. После провозглашения независимости Греции в ходе реставрационных работ (в основном в конце XIX века) по возможности был восстановлен древний облик Акрополя: ликвидирована вся поздняя застройка на его территории, заново выложен храм Ники Аптерос и др. Рельефы и скульптуры храмов Акрополя находятся в Британском музее, в Лувре и Музее Акрополя. Остававшиеся под открытым небом скульптуры заменены в настоящее время копиями.
Оставить комментарий