В Индии, в штате Мадья Прадеш, есть местечко под названием Каджурахо. У этой деревушки есть свой собственный аэропорт, несколько отелей, налаженный туристический бизнес, чем могут похвастаться только самые крупные города этой страны. Почему же здесь, в глуши, не иссякает поток туристов со всего мира? Отгадка проста — только в Каджурахо можно увидеть уникальные храмы, каждый из которых воспевает чувственную любовь…
Откровенные сцены
В эти глухие места приезжают тысячи туристов — полюбоваться на необычные храмы, украшенные скульптурами и барельефами. Правда, при этом рекламные проспекты предупреждают — не берите на экскурсию детей. Зрелище, которое предстанет вашим глазам, явно предназначено только для совершеннолетних. Взрослые же, побывавшие в этих местах, потом взахлеб рассказывают друзьям о впечатлениях и показывают фотографии, на которых смело можно ставить гриф: «Детям до 16 смотреть воспрещается!»
Туристические проспекты завлекают путешественников заманчивыми призывами: «Храмы Каджурахо — самое эротичное место мира! Самая большая галерея эротических скульптур под открытым небом! Откровенность и секс в каменных изваяниях! Ожившая “Камасутра!”». И это вполне соответствует действительности, за исключением последнего — «Камасутра» имеет к этим храмам самое отдаленное отношение, разве что европейские издатели очень любят иллюстрировать этот древнеиндийский трактат фотографиями скульптур из храмового комплекса Каджурахо.
Когда европейцы впервые увидели эти храмы, то были в шоке — на барельефах торжествовал праздник плоти, и эротические сюжеты древних индийских мастеров показались выходцам из пуританского цивилизованного общества просто порнографическими…
Случилось это в 1838 году, когда отряд англичан-военных случайно наткнулся на удивительную деревушку. Достаточно долгое время об обнаруженных храмах было мало кому известно — в XIX веке такие сюжеты могли только шокировать публику. Храмы оставались в стороне от туристических маршрутов, только отдельные специалисты-искусствоведы занимались изучением необычных произведений человеческих рук.
Сооружены уникальные храмы были в Х-ХИ веке династией Раджпутов Чанделла, которые правили Центральной Индией в те времена. Всего было построено 85 подобных храмов, из которых только 22 дожили до наших дней. Фасады этих уникальных сооружений заполнены не только откровенными изображениями любовных игр, но и немыслимым количеством изображений зверей, военных сцен и т.д.
Существует красивая легенда, повествующая о происхождении храмов Каджурахо. Когда однажды вечером Эмавати, очаровательная молодая дочь священника-брамина, купалась в речке Рати, ее соблазнил бог Луны. Ребенок, рожденный от союза смертной и бога, был назван Чандраварманом. Отвергнутая всеми, одинокая женщина стала искать прибежище в густых лесах Центральной Индии, став для сына не только матерью, но и гуру. Когда мальчик вырос, он основал великую династию Чанделла. Став полноправным правителем страны, он решил осуществить мечту своей матери: она просила его строить храмы, которые показывали бы силу человеческой страсти, способной реализовать пустоту человеческого желания и красоту женской любви.
Так или иначе, но эти храмы действительно воспевают человеческую страсть, и даже современным туристам, которых уже ничем не удивить, некоторые любовные сцены, запечатленные в камне, кажутся чересчур откровенными.
Божественный секс
Интересно, что в Каджурахо наблюдается некоторое смешение религий и течений — храмы посвящены разным богам. В комплексе существует несколько групп храмов, среди которых самой впечатляющей является западная. В ней особое внимание обращает на себя святилище, посвященное богу Шиве. Его стены украшает более 900 скульптур. Когда-то оно было частично разрушено завоевателями и потому потеряло для верующих свое значение. Храм Лакшмана посвящен Вишну. Этому же божеству (в воплощении кабана) посвящено святилище напротив.
В восточной группе храмы Адинатха и Парашванатха прославляют тиртханкаров — высших существ джайнской мифологии, сыгравшей большую роль в мировой культуре. Тиртханкаров можно узнать по ромбовидному знаку на груди.
Вообще отличить друг от друга богов, украшающих фасады храмов и святилищ, чрезвычайно трудно. Приметами каждого бога являются его атрибуты и сопровождающие животные. Во главе пантеона стоят Шива, Вишну и Брахма. Самым основным элементом изображения является именно Шива. Атрибуты этого божества — трезубец, барабан в виде песочных часов, боевой топор или лук, стрела, силок, антилопа, кобра, ожерелье из человеческих черепов, третий глаз во лбу.
Но все же самый основной мотив скульптур — прославление женщины, ее духовной и чувственной красоты. Представительницы прекрасного пола изображаются в различных проявлениях. Они пишут письма, играют с детьми, вынимают занозу из ступни, смотрят в зеркальце на свое прекрасное отражение, расчесывают чудесные волосы, играют на флейте, танцуют…
Существует множество точек зрения на то, зачем же собственно были изображены столь интимные сексуальные картины на стенах храма. Можно это объяснять по-разному. Во-первых, индийская культура изначально имела тесную связь с сексуальными мотивами, не видя ничего постыдного в эротике. К слову говоря, когда в Индию пришли англичане и стали активно насаждать свое мировоззрение и перевоспитывать «диких туземцев», то во многом сломали естественное отношение индусов ко многим вещам. Они, как Адам и Ева в раю, вдруг увидели, что они наги, и им захотелось прикрыться. Тысячи лет индусы не видели ничего плохого в занятиях сексом, но под воздействием англичан-пуритан вдруг осознали, что это плохо, и начали пересматривать свои взгляды. Сейчас Индия, пожалуй, одна из самых целомудренных стран, где запрещены многие увеселения эротического толка, а сексуальная цензура, наверно, построже, чем в СССР. И это сказалось и на самих храмах в Каджурахо — один из индусских лидеров даже предлагал разрушить храмы, а другой — завесить изображения, чтобы не смущать покой и целомудрие жителей Индии и туристов. Но, к счастью, пока это не случилось, и храмы по-прежнему радуют глаз своими изображениями.
Вернемся к вопросу, почему же здесь существует такое большое количество изображений плотских утех. Отметим одну деталь — если на внешней стороне храмов царит праздник плоти, то внутри зданий нет никаких скульптур. И этот момент тоже несет собой высокий смысл, сделано это было неспроста. Так, древние мастера говорили — если вы остаетесь снаружи, с восхищением рассматривая многочисленные картины, связанные с актами любви, то ваша сексуальность еще не дает вам войти в храм, чтобы остаться наедине со своей душой. Если, попав в пустой храм, вы чувствуете, что снаружи вам было «интереснее», значит, ваша плоть еще торжествует над вашим духом, и он пока не прикоснулся к божественному…
Можно трактовать это и по-другому — когда вы занимаетесь сексом, вы как будто входите в божественный храм. Тогда вы сможете почувствовать, что мирское и божественное — это не два враждующих элемента, а одно. Они не противоречат, а помогают друг другу…
Оставить комментарий